Творческие мастерские для подростков с расстройством аутистического спектра (РАС) - уникальная практика, реализуемая Липецкой региональной общественной организацией родителей детей с расстройством аутического спектра "ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке", направлена на развитие предпрофессиональных навыков у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Специалистами обеспечена организация занятости подростков с РАС в творческих мастерских, с применением методов прикладного анализа поведения (ПАП), имеющих доказанную эффективность. На занятиях они осваивают цепочки по изготовлению материальных объектов (свечи, мыло, гончарные изделия), которые в перспективе могут стать предметами их занятости во взрослом возрасте. Также, подростки с РАС обучаются проявлять активность при выборе форм, цвета, запахов и состава самого творческого продукта. Таким образом, они активнее включаются в выполнение задач на занятиях и сами формируют будущие образы своих изделий. Эти занятия помогают ребят освоить тонкости работы в творческих мастерских, постепенно снизить потребность в сопровождении взрослых на занятиях. Благодаря регулярным занятиям, не менее 4 часов еженедельно, они готовятся к полезной занятости во взрослом возрасте.
В практике организована работа со специалистом по прикладному анализу поведения над текущими проблемами адаптации заданий, материалов, инструкций. Специалист по ПАП решает вопросы по нежелательному поведению у подростков с РАС, организует работу тьюторов и работает с педагогами. Работа в мастерских организована с тьюторским сопровождением, в нужном для ребенка объёме. Часть ребят могут работать в группе, при этом нуждаться только в вербальных подсказках, а другим требуются постоянная индивидуальная помощь тьютора, выполнением протоколов по коррекции нежелательного поведения.
Для этих целей также дополнительно оснащена сенсорная зона и помещение мастерских. Эта позволяет расширить возможности для включения в занятия подростков с тяжелым нежелательным поведением, так как помещение оборудовано всеми необходимыми зонами для снижения напряжения, нагрузки, а также возможности переключения с одной деятельности на другую, переходя из кабинета в кабинет (например от творческой мастерской в зону отдыха или сенсорную зону). Таким образом подростки могут пребывать в центре не менее двух часов подряд, что обеспечивает им дневную занятость и формирование предпрофессиональных навыков.